Экологическая составляющая тарифов на энергоресурсы
Результаты исследований наглядно показывают, что внедрение технологий теплохладоснабжения зданий и сооружений, использующих геотермальные ТСТ, в городское хозяйство Москвы может позволить обеспечить необходимый до 2020 г. прирост теплогенерирующих мощностей за счет внебюджетных средств, не увеличивая при этом потребления первичного топлива (природного газа). Однако сегодня их внедрение сдерживается и прежде всего существующей тарифной политикой в области энергоснабжения.
В том, что касается тарифной политики на энергетические ресурсы то, прежде всего, необходимо отметить, что самым главным недостатком существующей тарифной политики является то, что тарифы не отражают технологическую суть производства энергии как по качеству, так и по количеству. Предметом рыночных отношений должно являться не просто количество потребленной энергии, а предоставление мощности в определенное время. При этом методологически нет никакой принципиальной разницы, на какой вид энергии предоставляются услуги - тепловую или электрическую.
Недостаток существующего ценообразования заключается в том, что цена не отражает качества энергии по времени. Так, если для котельной нет принципиальной разницы, когда производится тепло - летом или зимой, то для ТЭЦ это принципиально различные технологии. Если летом для горячего водоснабжения можно использовать бросовое тепло, поступающее на градирни ТЭЦ, то зимой для отопления жилья отработанного тепла уже не хватает и необходимо затрачивать дополнительные первичные источники энергии. Если же летом тепло у ТЭЦ не купят, то она все равно это тепло выбросит в окружающую среду, или же просто остановится в вынужденный резерв из-за отсутствия теплового потребления. Кроме того, ради простоты расчетов сегодня определяются не конкретные тарифы для характерных режимов энергоснабжения, а средневзвешенные, среднегодовые тарифы по региону!
Серьезной ошибкой существующего метода ценообразования на энергоресурсы является полное отсутствие учета в тарифах экологических последствий сжигания органического топлива.
При сжигании различных видов традиционного органического топлива в продуктах сгорания образуется разное количество СО2. Так, при использовании природного газа на 1 нм3 топлива образуется 2 кг СО2, а при сжигании мазута - 3 кг СО2 на 1 кг топлива.
Теплотворная способность 1 тыс. нм3 газа составляет 9,239 МВт.ч энергии, а 1 т мазута – 11,046 МВт.ч.
Известно, что 1 гектар леса поглощает за год от 3 до 5 тонн углекислого газа. Таким образом, 1 га леса способен поглотить в год продукты сгорания 1,5-2,5 тыс. нм3 газа, при сжигании которых может быть выработано 13,9-23,1 МВт.ч энергии, или, при использовании в качестве топлива мазута, количество СО2, которое получится при сжигании 1-1,7 т мазута, что в энергетическом эквиваленте составляет 11-18,4 МВт.ч.
Отсюда можно сделать вывод, что получение 18 МВт.ч ( сжигание 2,2 тонны условного топлива) энергии в год (осреднённая по газу величина) экологически чистым способом, не предусматривающим процессов горения, по воздействию на окружающую среду эквивалентно посадке 1 га «виртуального» леса.
Теперь попытаемся определить, сколько стоит посадка в Москве 1 га зеленых насаждений, для чего воспользуемся «Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы», утвержденной Распоряжением Мэра Москвы от 14 мая 1999 г. , N 490-РМ.
Действительная восстановительная стоимость городских лесов и других естественных растительных сообществ определяется с учетом основных элементов естественных экосистем. То есть, естественные растительные сообщества оцениваются как единая экосистема (природный комплекс) через совокупную стоимостную оценку гумусового слоя и собственно растительности: живого напочвенного покрова, кустарников и деревьев, а также текущих затрат, в которые входят затраты на охрану территории; на благоустройство и уборку территории и по уходу за насаждениями.
Учитывая, что в нашем случае идет речь о «виртуальных» лесных насаждениях, примем компенсационную стоимость 1 кв. метра такого «виртуального» городского леса равной 10% от МРОТ или сегодняшнем уровне цен –10 рублей за 1 кв. метр. Тогда компенсационная стоимость 1 га «виртуального» городского леса будет равна 100 000 рублей. Здесь необходимо отметить, что при определении этой стоимости фактически приняты самые низкие расценки из утвержденных Правительством Москвы, которые к тому же уменьшены в 10 раз, поскольку «виртуальный» лес не в полном объеме заменяет настоящие лесные насаждения (отсутствуют рекреационные функции и пр.).
Очевидно, что полученная компенсационная стоимость 1 га «виртуального» городского леса фактически и является экономическим эффектом, который получает городское хозяйство от сокращения загрязнения окружающей среды продуктами сгорания традиционного органического топлива.
Таким образом, экономический ущерб от загрязнения окружающей среды при сжигании одной тонны условного топлива можно определить как:
В пересчете на киловатт-часы :
Полученные значения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды при сжигании традиционного топлива целесообразно было бы включать в виде экологической составляющей в тарифы на тепловую энергию при разработке стадии Проект (ТЭО) новых строительных объектов.
С более подробной информацией как именно по этому вопросу, так и по другим аспектам технические специалисты могут ознакомиться в разделе Библиотека
РАССЫЛКА
Почему Мы?
- Выполнили свыше 150 000 заказов
- Более 10 лет успешной работы
- Более 50 000 покупателей
- Контракты с домами мод
- Оригинальные модели
- Круглосуточная поддержка
- Индивидуальный подход!
- Всегда низкие цены!
- Самые свежие игры!